Игрушки с точки зрения детского психолога

Игра — это одно из самых важных занятий. На первый взгляд, нам может показаться,  что дети занимаются какой-то бессмысленной ерундой: катают машинку туда-сюда, гудят как паравоз, из стульев строят дом… Но на самом деле, игра очень необходима для развития ребенка и она является продуктивной деятельностью, то же самое как для нас — наша работа.

Благодаря игре дети:

• Изучают, исследуют и взаимодействуют с миром;
• Осваивают стиль поведения и тактику общения с другими людьми;
• Прорабатывают чувства и обучаются управлять своими эмоциями;
• Получают удовольствие и радость.

Именно благодаря игре, ребенок растет, развивается и решает все свои задачи. Ребенок не играющий рискует своим здоровьем, своей безопасностью, своим благополучным будущим

Игра важна не только для людей, но и для животных. В горных краях было много беспокойств за коз, которые играют и скачут по горам, они ведь могут нанести себе вред, рискуют свалиться с высоты. Однако позже, ученые выяснили, что эти, казалось бы, глупые козы, которые прыгают по опасному серпантину, в итоге становятся умнее, чем их товарищи, которые лишены такой возможности. Играющие козы успешнее приспосабливаются к жизни, они оставляют больше здорового потомства и находят себе лучшую пищу.

Ребенок, который много играет, менее подвержен тревогам, стрессам, травмам, он более развит и более приспособлен к жизни.

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В. Сухомлинский

Для игры, конечно, нужны игрушки. Игрушка — это специально изготовленные предметы, предназначенные для игр, обеспечения игровой деятельности детей и взрослых. Все игрушки играют определенную функцию и направлены на развитие интеллекта, памяти, внимания, воображения и тд .

Игрушки бывают:

  • сенсорными (пищалки, музыкальные игрушки, калейдоскопы);
  • двигательными ( мяч, юла);
  • конструктивными (конструктор, сборные игрушки);
  • общественно- бытовыми (инструменты, ведёрка, лопатка);
  • образными (медведь, заяц, матрешка, пожарник).

У ребенка должны быть разные игрушки, но не так важно количество, как их разнообразие, соответствующее возрасту ребенка. Следует тщательно выбирать игрушки своему ребенку и ориентироваться прежде всего на то, что они должны быть безопасными, соответствовать возрастным возможностям ребенка, привлекательными и эстетичными (должны быть красивыми и нравится ребенку), функциональными (предоставляет возможность для развития способностей ребенка: физических, духовных, нравственных и т.д.) и изготовлены из экологически чистых материалов.

Должен ли ребенок делиться своими игрушками с другими детьми?

С одной стороны, родители хотят, чтобы ребенок был щедрым, дружелюбным и проявлял заботу о других людях, думал не только о своих интересах, но и о чужих. Но с другой стороны, мы понимаем, что с какой это кстати он вообще должен делиться своими игрушками, если они его личные?

На самом деле, если  ребенок не хочет делиться со своей игрушкой — это нормально и это его полное право. Игрушка для него является ценностью — это то же самое, как для нас наши личные вещи. Ведь даже если нам наши родители или другие люди скажут поделиться своим телефоном, кошельком, то нам это не очень понравится и скорее всего мы этого не захотим делать.

Ребенок может сделать то же самое и будет прав, так как он не обязан ничем делиться с другими, даже своими игрушками, а тем более любимыми. Мы прежде всего должны спросить разрешения у ребенка, если ребенок разрешил, тогда позволяем другому ребенку играть с его игрушками, но если отказал, значит это его личное право.

В таких ситуациях родители часто вмешиваются и пытаются навязать ребенку чувство стыда и никчемности: «Как же тебе не стыдно, ведь Мише, так хотелось поиграть с машинкой», «Ты — жадный!», «С тобой никто не будет играть!», «Что тебе жалко?», «Ты должен быть другим», «Нельзя так вести со своей родной сестрой, она ведь ещё такая маленькая и ничего не понимает» и т.д.

Мы таким образом только навязываем ребенку свое личное мнение, транслируем ему, что нам все ровно, что он думает и что он чувствует, показываем, что для нас важнее другой чужой ребенок и то, что о нас подумают другие.

Дети, которым внушали, что они должны делиться и заставляли отдавать свои игрушки, вырастают во взрослых, которые не могут сказать «нет», стараются везде и всем угодить, не умеют отстаивать свои интересы и права, а чаще всего вообще перестают чувствовать и слышать свои потребности и желания.

А может быть, наоборот, в будущем будут излишне скупы в связи с тем, что приходилось постоянно с кем-то делиться тогда, когда этого делать не хотелось. У каждого ребенка должны быть свои личные вещи и он может распоряжаться ими по собственному усмотрению. Мы должны спокойно к этому относиться, уважать его выбор и его личные границы.

Часто в семье дети не могут поделить игрушки и возникают конфликты между ними. Это частая картина в семье, где есть несколько детей раннего возраста.

А что делать, если в семье несколько детей и они ссорятся из-за игрушек?

Чтобы уменьшить в доме накал страстей из-за игрушек, надо учить детей вместе играть и вводить правила, но и не забываем про личные границы каждого ребенка.

У каждого ребенка должны быть свои собственные игрушки, которые он имеет право никому не давать, даже маме, брату, маленькой и громко плачущей сестре, вообще ни при каких условиях, если только сам не захочет. Когда ребенок переживает, что его брат или сестра взяли его игрушку, то родителям стоит позаботиться о возврате игрушки хозяину и помочь найти место для нее, которое будет недоступно для других детей.

Точно такое же отношение должно быть соответственно и у старшего ребенка к игрушкам младшего, а также к вещам взрослых. Например, нельзя брать личные вещи родителей (телефон, фотоаппарат, косметика, документы), а если детям хочется, то они обязаны попросить разрешение.

Но есть ведь ещё общие игрушки, что же с ними делать?

Вводим такие правила для детей:

1. Кто первый взял игрушку, тот и играет с ней;

2. Забирать игрушку из рук запрещено, можно предложить обменяться на другую;

3. Бросать и кидаться игрушками нельзя;

4. У каждого ребенка есть свое «личное пространство», куда он
может уйти играть и его никто не будет доставать — такой своеобразный «островок безопасности».

5. После завершения игры игрушки сразу возвращаются на свое место.

Такие правила значительно облегчают жизнь семьи, дети учатся вместе взаимодействовать, сохраняя при этом свои личные границы.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи, способствует развитию познавательных процессов, способствует освоению им опыта человеческой деятельности и выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия, с которыми надлежит ребенку. Покупайте новые игрушки, придумывайте и создавайте игрушки своими руками, побуждайте ребенка к творчеству, к игре и играйте вместе с ним!

 

Предыдущая запись Самое важное правило в воспитании детей!
Следующая запись Выстраиваем отношения между детьми