Психологические потребности ребенка

У каждого человека есть свои психологические потребности. Если эти потребности не удовлетворяются, то это сказывается на его поведении, мышлении, эмоциональном реагировании и так далее.

У маленького ребенка чаще всего неудовлетворенность проявляется в виде непослушания, капризов, истерик, страхов и тревожности.

Первая потребность: ребенку необходима безопасность. Мы знаем, как маленькие дети зависимы от родителей. И это не беспочвенно, ведь они без нас не проживут и нескольких дней. Вы замечали, как маленькие дети постоянно «требуют» внимания родителей, стоит маме только выйти из комнаты, как ребенок перестает играть, начинает плакать, ищет маму, ползет или идет сзади за ней. Это связано с повышенной потребностью в безопасности, которая основана на инстинкте самосохранения: ребенок чувствует себя спокойно, только ощущая рядом взрослого, как правило — мать. Если потребность ребенка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность.

Следующая потребность — эмоциональная. Это потребность ребенка в любви, в хорошем отношении и взаимодействии со взрослыми. Вы видели как ребенок в 3 месяца общается со взрослыми? Никого не может это оставить равнодушным. Малыш всем своим телом показывает, что он рад видеть родителей и хочет с ними общаться: машет ручками, двигает ножками, улыбается и гулит.
Ученые также предполагают, что потребность в общении эволюционно обусловлена, ведь от того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни.
И главная потребность малыша — это потребность в любви, ему очень важно чувствовать и знать, что его любят и принимают таким какой он есть.

Когнитивные потребности — необходимость изучать окружающий мир и формировать о нем определенное представление. Особенно сильно они проявляются у ребенка после того, как он в достаточной степени научится владеть своим телом и взаимодействовать с окружающей средой (примерно после 9-12 месяцев). Малыши начинают исследовать окружающий мир, им будет интересна любая палочка, камень или любой другой предмет. Но если у ребенка нереализованны потребности в безопасности и эмоциональном комфорте, когнитивные потребности могут быть снижены.

Примерно после 3-4 лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении, духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Для чего родителям необходимо знать базовые потребности ребенка?
Для того, чтобы уметь «считывать» в желаниях и в поведении ребенка не только капризы, но и проявление определенных базовых психологических нужд. Например, когда маленький ребенок капризничает, вы считаете его абсолютно невыносимым, разбалованным ребенком, а на самом деле малыш вам сигнализирует о том, что ему не хватает внимания и любви. Вам в этой ситуации будет достаточно просто посвятить свое время малышу и вопрос временно будет решен.

Помните, что если базовые психологические потребности не удовлетворены, ребенок будет искать любые способы их удовлетворить. Например, будет залазить на стол с ногами, чтобы вы него обратили внимания, будет истерить, если вы запретили трогать предмет, который для него опасен. В этой ситуации ребенка можно переключить и дать ему какой-то другой интересный предмет.

Благодаря тому, что родители знают и удовлетворяют базовые психологические потребности ребенка, они способствуют его гармоничному росту и развитию.

Предыдущая запись Наше окружение
Следующая запись Быть ребенком или взрослым?