Возрастные кризисы детей

Многие слышали про возрастные кризисы, особенно у всех уже на слуху невыносимый кризис 3-х лет, пубертатный кризис, а также кризис среднего возраста. В развитии детей выделяют 5 возрастных кризисов: кризис новорожденного, кризис первого года, кризис трёх лет, кризис семи лет, пубертатный (11-13 лет).

Возрастной кризис — это такой период в развитии человека, при котором происходит переход от одного психического этапа к другому. Для каждого возрастного кризиса характерна перестройка потребностей ребенка, которые непосредственно влияют на его поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.

Кризис определяется психологически как ситуация невозможности, невозможности дальнейшего существования в прежнем статусе, т. е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей). Ирина Малкина-Пых

Возрастной кризис может протекать как в легкой, так и в острой форме с сильными эмоциональными переживаниями, плохим поведением, нарушениями взаимоотношений со взрослыми. Отсутствуют четкие границы начала и конца возрастного кризиса. Например, кризис 3-х лет может начаться, как в 2,5 года, так и в 3,5 года. Но каждый позитивно разрешившийся кризис способствует тому, что следующий кризис имеет больше шансов на позитивное и лёгкое протекание.

Кризис первого года

Этот кризис связан с увеличением новых возможностей ребенка. Он уже научился вставать, многие дети — ходить, ощущать свою собственную свободу и независимость. А также с появлением новых потребностей: ребенок хочет изучать и исследовать мир. Он стремится к самостоятельности и ему важно попробовать сделать все самому. Кризис может начаться, как в 9 месяцев, так и в 1,5 года.

Во время кризиса в поведении ребенка появляются такие характерные черты:

• он довольно часто капризничает;

• на замечания в его адрес реагирует болезненно;

• боится упустить маму из виду, ходит, вцепившись в нее;

• у ребёнка часто меняется настроение, ему трудно угодить;

• он уверен в том, что может справиться со всем самостоятельно, хотя у него не хватает умений;

• ребенок перестает слушаться родителей, ведёт себя с ними требовательно и агрессивно.

В этот период молодые родители часто не знают, как вести себя правильно. Вот несколько важных советов, которые помогут пережить кризис безболезненно для себя и ребенка:

— Разрешайте ребенку чувствовать и проявлять любые эмоции, помня, что в этом раннем возрасте он ещё не умеет их контролировать;

— Предоставьте ребенку как можно больше самостоятельности, если ему хочется: пусть он сам держит ложку, выключает свет, выбрасывает мусор, закрывает шкаф и т.д.;

— Уберите из зоны его доступности все опасные предметы, оставьте только те, которые можно брать ребенку. Это нужно, чтобы вам не требовалось говорить ему постоянное «Нельзя, не трогай!». Ведь если запретов будет слишком много, ребенок не будет их воспринимать;

— Ребенок должен знать, что в любой момент может на вас положиться, потому будьте рядом, обнимайте, целуйте и помогайте исследовать новый для него мир.

Кризис трех лет

В это время ребенок впервые начинает осознавать себя как самостоятельную личность, а не как часть матери. У ребенка появляются свои собственные желания, которые идут часто вразрез с мнением родителей. Но он пока не понимает, как заявлять о своих желаниях и потребностях. Именно из-за этого ребенок начинает спорить со взрослыми, доказывать свою точку зрения, самоутверждаться путем истерик или капризничать.

Понять, что у ребенка начался кризис трех лет, можно по следующим признакам:

• на все ваши вопросы ребенок отвечает: «нет», «не хочу», «не буду»;
• он проявляет упрямство и строптивость (стоит на своем до последнего, требует, чтобы его мнение было важным и решающим);
• ребенок проявляет своеволие, пытается все сделать самостоятельно, не дает родителям ему помогать;
• у ребенка проявляется агрессивность, которая выражается в грубости и драчливости;
• наблюдается деспотизм: ребенок пытается над всеми взять власть, диктует всем членам семьи, что нужно делать;
• часто «истерит» по любому поводу.

Помочь родителям пережить этот непростой, но важный для ребенка период помогут такие рекомендации:

— Поощряйте самостоятельность ребенка и предоставьте ему сферу деятельности, где он может проявлять свою самостоятельность (например, пусть помогает готовить пирог, участвует в посадке овощей);

— Давайте ребенку право выбора. Кризис пройдет намного спокойнее, если он будет понимать, что родители считаются с его мнением (например, пусть ребенок решает, какого цвета майку наденет на прогулку, какое мороженое купит в магазине);

— Если ребенок не хочет что-то делать и отказывается, у нас есть волшебная палочка – это игра! Просто начинаем играть с ребенком. Например, давай пойдем на кухню, как большие-большие медведи (важно изображать медведя и громко рычать) или давай проверим кто первый добежит до подъезда и другие варианты. Главное включать фантазию и ко всему подходить с юмором;

— Сохраняйте спокойствие, ведь если ребенок видит рядом с собой спокойного и уверенного взрослого, то у него возникает желания меньше вам досадить. Помните, что ваше раздражение, крики спровоцируют ответную реакцию у ребенка, он будет с вами вести себя точно так же;

— Четко установите границы дозволенного, которые нельзя нарушать ни при каких условиях (например, запрещено выходить на проезжую часть без родителей, нельзя брать чужие игрушки без разрешения, если в магазине начал истерить — значит, идём домой без покупок).

Если ребенок в этом возрасте бьет своих родителей, говорите ему о том, что вам больно и так поступать недопустимо. Но вам нельзя проявлять в отношении ребенка агрессию, кричать, бить его в ответ, просто аккуратно берём
ребенка за запястья, держим и не позволяем наносить удары. Если у ребенка закрепилось данное поведение, то потребуется несколько больше времени для осознания, что так делать нельзя.

Кризис семи лет

Этот кризис часто выпадает на начало школы, поэтому его часто называют кризисом первоклашки. Кроме этого еще этот возраст называют сменой зубов и вытягиванием (ребенок вытягивается). В этот период происходят более глубокие и сложные изменения, чем в кризисе трех лет (формируется произвольное поведение, самооценка, самолюбие и др.).

Основные признаки кризиса:
• Потеря детской непосредственности и наивности. В отношениях с окружающими людьми ребенок становится не таким понятным во всех проявлениях, как было раньше;
• Манерничанье. Ребенок начинает манерничать, кривляться, ходить как-то странно, не так как раньше. В поведении появляется что-то нелепое, нарочитое и искусственное;
• Симптом «горькой конфеты», ребенку может быть плохо, но он не будет это показывать;
• Ребенок ведёт себя агрессивно, может нагрубить, реагирует на многие вещи резко, импульсивно. Он может «вспыхнуть» из-за обычных слов родителей, а замечания вообще могут вызвать шквал эмоций. Кроме того, у детей во время этого кризиса проявляется постоянное недовольство и нытье, они часто находятся в возбужденном состоянии.

Рекомендации:
— Подготовьте ребенка к смене образа жизни и новой для него роли, роли — школьника;
— Учите ребенка управлять своими эмоциями на собственном поведение. Всегда спокойно и вежливо обращайтесь к ребенку, предлагайте свою помощь, когда она необходима;
— Отмечайте успехи ребенка, его способности, достижения и вселяйте в него уверенность в себе.
—  Предоставляйте ребенку больше ответственности и свободы;

Пубертатный кризис

Пубертатный (подростковый)  кризис — это возрастной кризис возникающий при переходе от младшего школьного возраста к младшему подростковому. В этом периоде у ребенка появляются новые потребности и новые желания, он начинает искать свое место в мире, свою роль и предназначение, изменяется внешне.

Часто подростковый возраст еще называют переходным, так как именно в этом периоде происходит переход от детства к взрослости.

Признаками подросткового кризиса являются:
• снижение учебной мотивации;

• стремление быть взрослым,
настаивание на новых правах;

• конфликт с родителями и учителями;

• протестное поведение;

• становится скрытным;

• часто бывает в плохом настроении, бурно проявляет свои чувства, легко расстраивается;

• на первый план выходит общение со сверстниками.

Главная характеристика подросткового возраста — это появление чувства взрослости.

· Начинает подражать внешним признакам взрослости: требует, чтобы к нему относились как к взрослому, претендует на те же права, стремиться внешне быть похожими на них — это специфический лексикон, мода в одежде, курить, принимать алкоголь и т.д.
· Желание участвовать во взрослых делах. Если в семье близкие и доверительные отношения, то ребенок стремиться помогать и заботиться о своих близких;
· Пытается знать и уметь, как можно больше. Данное стремление мотивирует подростка на саморазвитие, познавательную деятельность за пределами школьной программы.

Если подростка не считают за взрослого, он начинает вести себя как ребенок. Алфред Э. Ньюмен

Рекомендации:
— С уважением относитесь к заявлением и позициям ребенка. Вместо того, чтобы что- либо запрещать или противоречить, становитесь на его сторону и помогите взглянуть на ситуацию с другой стороны и попытайтесь понять, что действительно хочет подросток. Часто за отказом надевать шапку, когда очень холодно, девочка беспокоится о своей причёске и о том, что нелепо будет выглядеть 🤷Или хочет показать, что не будет вас слушаться, так как в состоянии сама решить, что для нее будет лучше.

— Дайте ребенку больше самостоятельности, сколько он сможет принять. Советуйтесь по- разным вопросам: какие обои лучше купить на кухню, что приготовить на ужин, куда поедем в отпуск и т.д. Подросток должен видеть, что вы видите в нем равного вам члена семьи.

— Сами делайте то, чего вы хотите добиться от ребенка. Сын не рассказывает о своих делах в школе, вы начинайте диалог и рассказывайте о своих делах. Хотите, чтобы приглашал своих друзей, вы — приглашайте своих друзей. Рассказывайте о своих планах, чувствах и переживаниях, просите совета у ребенка.

— Стремитесь быть другом. Это не значить ставить запреты, ругать, диктовать свои условия, контролировать, а помогать, поддерживать и быть рядом в трудную минуту.

Возрастной кризис — это абсолютно нормальный период в развитии ребенка. Его проходят абсолютно все дети. И если у ребенка начался очередной кризис, то это говорит о том, что он растет и развивается, становится более самостоятельным и уверенным, учится всему новому и открывает для себя новый мир. Потому родителям стоит просто запастись терпением, понимая, что любой возрастной кризис — это этап к становлению ребенка как личности. И без него не обойтись.

Предыдущая запись Главное — это не перехвалить!?
Следующая запись Как научить ребенка правильно просить?